- Преображенское кладбище
- общежитие федосеевцев, основанное в 1771 г. и ставшее центром федосеевщины. Во время страшной чумы в Москве федосеевцы (точнее купец Ковылин) испросили у правительства земли близ П. заставы, где на свой счет поставили заставу, устроили карантин и при нем кладбище и стали задерживать жителей, в панике убегавших из Москвы. Ковылин кормил одних, других лечил, успокаивал и утешал третьих; слух об этом привлек к нему толпы несчастных, которых он убеждал в том, что бедствия посланы в наказание за "никонианскую" веру, и массами перекрещивал их. Умиравшие и больные в благодарность за ухаживание и заботы делали в пользу П. кл. значительные пожертвования. Ковылин устроил общину, выстроив богатые молельни и трапезные, и стал ее настоятелем; он назвал ее м-рем и съездил на Выг и Ветку для заимствования оттуда правил общежития, на основании которых обитатели должны были употреблять только постную пищу, соблюдать порядок в трапезе и молельнях, носить особую одежду и т. п. Мужчины и женщины жили на двух особых дворах. В 1808 г. Ковылин составил "правила", которые от лица "московских старообрядцев" поверг на Высочайшее утверждение. В 1809 г. состоялся именной Высочайший указ имп. Александра I моск. военному ген.-губернатору, где П. кл. присвоено название "П. богадельного дома" с предоставлением ему всех прав благотворительных заведений. Выборные от иногородних федосеевских общин явились в Москву к Ковылину благодарить за оказанные им услуги; он взял с них обещание, что наставники всех общин в России будут поставляемы с согласия и утверждения настоятеля и попечителей П. кладбища, от которых и должны получить грамоты на это звание; таким образом в зависимости от П. кл. стали почти все федосеевские общины. На самом П. кл. число обитателей возросло с 500 до 1.500, а число прихожан с 3.000 до 10.000. Беспорядки на П. кл. вызвали ряд мер правительства: в 1834 г. было приказано зачислять подкидышей на П. кл. в военные кантонисты, причем на П. кл. они должны были оставаться до 3-х лет; в 1838 г. было приказано продать все недвижимые имения кладбища с отдачею в его пользу вырученных денег; в 1847 г. П. "богаделенный дом" передан был в ведение моск. попечительного совета заведений общественного призрения, а в 1853 г. ведению совета Имп. человеколюбивого общества; в 1877 г. был составлен м-вом внутренних дел особый устав для этого заведения: заведование им вверено попечительному совету заведений общественного призрения, а ближайшее управление особому комитету из 6 членов и попечителя, избираемых прихожанами кладбища из своей среды. Мужской двор в 1866 г., при введении на Преобр. кладб. единоверия, был передан единоверцам; в распоряжении федосеевцев остался бывший женский двор, в котором ныне, в шести каменных двухэтажных зданиях имеется 6 молелен, 7-я, самая обширная, стоит посреди двора. Для богослужения имеется до 180 певцов, живущих вне стен кладбища; при кладбище 2 больницы. Основной капитал "богаделенного дома" до 1.200.000 р., годовой бюджет до 40.000 р. В Москве есть еще до 10 скитов, являющихся как бы отделениями главного федосеевского "учреждения". "Отцы", состоящие при каждом ските, ежедневно отправляют службы, а экономы ведают хозяйственные дела каждого.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.